Автотрансформатор мощностью 100Вт

В вышеприведенном примере определены основные дан­ные автотрансформатора мощностью примерно 100—200 Вт. Далее определяем данные отдельных секций повышаю­щей обмотки

(рис. 1).Обычно необходимо предусмотреть возможность регу­лирования   напряжения   на нагрузке   при изменениях напряжения сети. Если при­нять достаточным регулиро­вание напряжения через 10 В, то необходимо в повышаю­щей части обмотки сделать отводы через каждые W0*100=5,6*10 = 56 витков. Так как повышающая часть обмотки будет состоять из Wпов=W2—W1 = 672 — 448=224 витка, то число отводов ка ней должно быть равно  224:56 = 4 отвода.Площадь сечения сердечника равна 15 см2, что соответствует типовой мощности трансформатора, как это нетрудно убедиться из фор­мулы  , приблизительно в 160 Вт или автотрансфор­матору с мощностью около 500 Вт. Поэтому, если вос­пользоваться пластинами сердечника этого трансформатора для нашего случая, то нужно взять только около поло­вины его набора. Тогда площадь взятого набора будет рав­на около 8 см2, что и будет соответствовать как раз мощно­сти трансформатора 44 Вт. В случае отсутствия готового сердечника его можно из­готовить своими силами. Только в этом случае при расчете данных автотрансформатора величину магнитной индукции нужно брать в зависимости от имеющегося в распоряжении сорта пластин

рис.1.

Рис. 2. Автотрансформатор-схема ,рсчет,конструкция

  автотрансформатор -изготовление                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Рис.3.

Например, при изготовлении сердечника из обычной кровельной стали величину магнитной индукции нужно принимать не больше 4 000—5 000 гс. Толщина плас­тин сердечника не должна превышать 0,35—0,5 мм.

Форма и размеры пластин показаны на рис. 2. Пласти­на (Ш-образной формы) и накладка (прямоугольная плас­тина) имеют по два отверстия, которые служат для стяги­вающих сердечник болтов. Для автотрансформатора мощ­ностью в 100 Вт нужно заготовить 75—90 таких пластин каждого образца. Если пластины заготовляются из кро­вельной стали, то их необходимо прокалить в печи — на го­рячих углях, а затем для медленного охлаждения закопать в горячую золу. Остывшие пластины очищают от образо­вавшейся на их поверхности железной окалины. Каждая пластина с одной стороны оклеивается папиросной бумагой или покрывается шеллачным лаком. Пластины собираются в сердечник «вперекрышку».

Для намотки катушек автотрансформатора необходимо сделать каркас.

Каркас склеивается из прессшпана или картона. Необ­ходимая для изготовления основания каркаса катушки раз­метка дана на рис.3, где сплошными линиями показаны сквозные прорези, а пунктиром — места надрезов. Глубина надреза равна половине толщины прессшпана. По пунктир­ным линиям, обозначенным на рисунке буквами а и в  над­резы делаются с обратной стороны. Затем из прессшпана же вырезают четыре щеч­ки, размеры которых указаны на рис.4, и склеивают каркас в следующей после­довательности. Сгибая заготовленную прессшпановую пластинку по линиям над­реза, получают четырехгранную призму с четырьмя бортиками на каждом конце. На каждый конец призмы насаживают щеч­ку, затем загибают и приклеивают к ней бортики. Образовавшиеся пустые углы между бортиками заполняют кусочками прессшпана и затем к наружной стороне надетой на каркас щечки приклеивают вторую такую же прессшпановую щечку — такое укрепление щечек обеспечивает достаточную прочность каркаса. У гото­вого каркаса необходимо зачистить мелким напильником и шкуркой края щек и швы, а затем всю поверхность каркаса покрыть лаком, после чего можно приступать к намотке катушки.

Намотку следует производить правильными рядами. Между слоями обязательно прокладывается слой изоляции (из бумаги или кембрика). Необходимо следить, чтобы отдель­ные витки слоя не проваливались по краям слоев (у щечек каркаса). Необходимо обратить особое внимание на изготовление выводов от обмотки автотрансформатора. Очень важно, чтобы была исключена возможность случайного замыкания отдельных отводов между собой, для чего отводы следует делать по обеим сторонам каркаса. Отвод от нужного числа витков делается отпайкой, а место отпайки отвода необхо­димо тщательно изолировать. В качестве провода для отво­да нужно брать мягкий провод достаточного сечения. От­воды, в целях экономии места для обмотки, необходимо размещать у наружных концов рядов намотки. Отводы можно также делать и в виде петель.

 

Одним из важных элементов автотрансформатора яв­ляется переключатель. Конструкция переключателя может быть выбрана в зависимости от имеющихся возможностей. В простейшем виде это может быть панелька из изоляцион­ного материала с расположенными по кругу штепсельными гнездами и штепсельной вилки с закороченными ножками . Более удобным является ползунковый переключатель. В этом случае весьма важно, чтобы при переключении ползунок не замыкал между собой два соседних вывода автотрансформатора. Для этой цели между контактами, к которым подведены выводы, устанавливают холостые кон­такты. Переключатель должен обеспечивать надежный кон­такт между ползунком и контактами, так как иначе он бу­дет нагреваться.

Для автотрансформаторов мощностью до 50 Вт в каче­стве переключателя можно использовать одну плату от пе­реключателя, применяющегося в  приемниках, но при этом            необходимо убрать стопор, чтобы ползунок мог вращаться на 360°. Для более мощных автотрансформаторов эти пе­реключатели непригодны, так как из-за недостаточной плот­ности соединения ползунка с контактами при больших то­ках получается сильный нагрев, и переключатель может сгореть. В качестве материала панельки для монтажа пере­ключателя можно применить эбонит, гетинакс или, в край­нем случае,  проваренную в парафине деревянную дощечку.                                                                                                                                                                                                                                                          рис.4схема подключения автотрансформатора                                                                                                                     

Для контроля подводимого к потребителю напряжения автотрансформатором желательно иметь какой-либо при­бор— вольтметр, неоновую лампу и т. д  Наиболее подходящим прибором для контроля напряже­ния является любой вольтметр, рассчитанный на измерение напряжения переменного тока до 150—250 В. Вольтметр подключается к автотрансформатору на его выходных зажимах. При отсутствии вольтметра для контроля напряжения можно применить неоновую лампу, которая будет загорать­ся при нормальном напряжении (127—220 В) на выходе трансформатора.Неоновая лампа включается так же, как и вольтметр, на выходные зажимы автотрансформатора (рис.5)  Необ­ходимое, гасящее излишнее напряжение, сопротивление R подбирается такой величины, чтобы лампа загоралась при напряжении 120 или 220 в.

 

рис.5.

 

Источник:  Н.В.Казанский «Автотрансформатор»

К списку статей

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

ukUA