В вышеприведенном примере определены основные данные автотрансформатора мощностью примерно 100—200 Вт. Далее определяем данные отдельных секций повышающей обмотки
(рис. 1).Обычно необходимо предусмотреть возможность регулирования напряжения на нагрузке при изменениях напряжения сети. Если принять достаточным регулирование напряжения через 10 В, то необходимо в повышающей части обмотки сделать отводы через каждые W0*100=5,6*10 = 56 витков. Так как повышающая часть обмотки будет состоять из Wпов=W2—W1 = 672 — 448=224 витка, то число отводов ка ней должно быть равно 224:56 = 4 отвода.Площадь сечения сердечника равна 15 см2, что соответствует типовой мощности трансформатора, как это нетрудно убедиться из формулы , приблизительно в 160 Вт или автотрансформатору с мощностью около 500 Вт. Поэтому, если воспользоваться пластинами сердечника этого трансформатора для нашего случая, то нужно взять только около половины его набора. Тогда площадь взятого набора будет равна около 8 см2, что и будет соответствовать как раз мощности трансформатора 44 Вт. В случае отсутствия готового сердечника его можно изготовить своими силами. Только в этом случае при расчете данных автотрансформатора величину магнитной индукции нужно брать в зависимости от имеющегося в распоряжении сорта пластин
рис.1.
Рис. 2.
Рис.3.
Например, при изготовлении сердечника из обычной кровельной стали величину магнитной индукции нужно принимать не больше 4 000—5 000 гс. Толщина пластин сердечника не должна превышать 0,35—0,5 мм.
Форма и размеры пластин показаны на рис. 2. Пластина (Ш-образной формы) и накладка (прямоугольная пластина) имеют по два отверстия, которые служат для стягивающих сердечник болтов. Для автотрансформатора мощностью в 100 Вт нужно заготовить 75—90 таких пластин каждого образца. Если пластины заготовляются из кровельной стали, то их необходимо прокалить в печи — на горячих углях, а затем для медленного охлаждения закопать в горячую золу. Остывшие пластины очищают от образовавшейся на их поверхности железной окалины. Каждая пластина с одной стороны оклеивается папиросной бумагой или покрывается шеллачным лаком. Пластины собираются в сердечник «вперекрышку».
Для намотки катушек автотрансформатора необходимо сделать каркас.
Каркас склеивается из прессшпана или картона. Необходимая для изготовления основания каркаса катушки разметка дана на рис.3, где сплошными линиями показаны сквозные прорези, а пунктиром — места надрезов. Глубина надреза равна половине толщины прессшпана. По пунктирным линиям, обозначенным на рисунке буквами а и в надрезы делаются с обратной стороны. Затем из прессшпана же вырезают четыре щечки, размеры которых указаны на рис.4, и склеивают каркас в следующей последовательности. Сгибая заготовленную прессшпановую пластинку по линиям надреза, получают четырехгранную призму с четырьмя бортиками на каждом конце. На каждый конец призмы насаживают щечку, затем загибают и приклеивают к ней бортики. Образовавшиеся пустые углы между бортиками заполняют кусочками прессшпана и затем к наружной стороне надетой на каркас щечки приклеивают вторую такую же прессшпановую щечку — такое укрепление щечек обеспечивает достаточную прочность каркаса. У готового каркаса необходимо зачистить мелким напильником и шкуркой края щек и швы, а затем всю поверхность каркаса покрыть лаком, после чего можно приступать к намотке катушки.
Намотку следует производить правильными рядами. Между слоями обязательно прокладывается слой изоляции (из бумаги или кембрика). Необходимо следить, чтобы отдельные витки слоя не проваливались по краям слоев (у щечек каркаса). Необходимо обратить особое внимание на изготовление выводов от обмотки автотрансформатора. Очень важно, чтобы была исключена возможность случайного замыкания отдельных отводов между собой, для чего отводы следует делать по обеим сторонам каркаса. Отвод от нужного числа витков делается отпайкой, а место отпайки отвода необходимо тщательно изолировать. В качестве провода для отвода нужно брать мягкий провод достаточного сечения. Отводы, в целях экономии места для обмотки, необходимо размещать у наружных концов рядов намотки. Отводы можно также делать и в виде петель.
Одним из важных элементов автотрансформатора является переключатель. Конструкция переключателя может быть выбрана в зависимости от имеющихся возможностей. В простейшем виде это может быть панелька из изоляционного материала с расположенными по кругу штепсельными гнездами и штепсельной вилки с закороченными ножками . Более удобным является ползунковый переключатель. В этом случае весьма важно, чтобы при переключении ползунок не замыкал между собой два соседних вывода автотрансформатора. Для этой цели между контактами, к которым подведены выводы, устанавливают холостые контакты. Переключатель должен обеспечивать надежный контакт между ползунком и контактами, так как иначе он будет нагреваться.
Для автотрансформаторов мощностью до 50 Вт в качестве переключателя можно использовать одну плату от переключателя, применяющегося в приемниках, но при этом необходимо убрать стопор, чтобы ползунок мог вращаться на 360°. Для более мощных автотрансформаторов эти переключатели непригодны, так как из-за недостаточной плотности соединения ползунка с контактами при больших токах получается сильный нагрев, и переключатель может сгореть. В качестве материала панельки для монтажа переключателя можно применить эбонит, гетинакс или, в крайнем случае, проваренную в парафине деревянную дощечку. рис.4
Для контроля подводимого к потребителю напряжения автотрансформатором желательно иметь какой-либо прибор— вольтметр, неоновую лампу и т. д Наиболее подходящим прибором для контроля напряжения является любой вольтметр, рассчитанный на измерение напряжения переменного тока до 150—250 В. Вольтметр подключается к автотрансформатору на его выходных зажимах. При отсутствии вольтметра для контроля напряжения можно применить неоновую лампу, которая будет загораться при нормальном напряжении (127—220 В) на выходе трансформатора.Неоновая лампа включается так же, как и вольтметр, на выходные зажимы автотрансформатора (рис.5) Необходимое, гасящее излишнее напряжение, сопротивление R подбирается такой величины, чтобы лампа загоралась при напряжении 120 или 220 в.
рис.5.
Источник: Н.В.Казанский «Автотрансформатор»
К списку статей
Всего комментариев: 0